вход

Логос в прессе

9.1. История создания Логоса

(статья «ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА» (Т. Каминская), журнал Вслух 5(17), 2004, «Шар удачи»)
История эта началась не 15 февраля 2003 года, когда Государственный концертный зал «Россия» собрал на торжественный вечер выпускников одного курса физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, а намного раньше. Но именно на том грандиозном мероприятии, под летающим над празднично накрытыми столиками гигантским Ньютоновым яблоком, под веселые комментарии ведущих концертной программы Татьяны Лазаревой и Михаила Шаца, спустя 10 лет после окончания университета встретились два героя нашей истории. Оба изменились за десятилетие очень сильно и не сразу друг друга узнали, хотя учились не только на одном курсе, но и в одной группе, на кафедре теоретической физики. Один отрастил бороду, так что ни у кого не возникало ни малейшего сомнения в его принадлежности к ученым мужам, а другой приобрел солидность бизнесмена с тем едва уловимым флером независимости, которой безошибочно выдает человека состоятельного. Студентами Сергей Кокарев и Вадим Асадов (к счастью, у них не возникло желания скрывать свои имена для этой статьи), бывало, вместе сидели на лекциях, вместе сдавали экзамены, беседовали о черных дырах, неисчерпаемых энергиях и философских проблемах науки. Теперь это были два совершенно разных человека. Сергей остался физиком, окончил аспирантуру, защитил кандидатскую и преподает в Ярославском педагогическом университете, пишет научные статьи... читать дальше

9.2. Немного о проблемах образования

(«ПАРФЕНОН РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МОЖНО ЛИ РЕФОРМИРОВАТЬ МЕРТВЕЦА?» (С. Кокарев), журнал, «Самиздат», 2006 )
Если у идущего на полном ходу автомобиля выключить двигатель, он еще проедет несколько десятков метров до полной остановки. Если в ярко освещенной комнате внезапно выключить свет, то глаз какое-то небольшое время будет продолжать "видеть" в темноте ее обстановку. Инерция вездесуща и не всегда так уж плоха. Иногда она позволяет вещам и событиям продолжаться без всяких видимых причин, а не только препятствует их быстрому изменению.

Когда-то в школе и в вузе нас учили, что существует две структуры, на которых зиждется общественное бытие: базис и надстройка. И система образования принадлежит именно ко второй и никак не к первой. Я очень уважаю умных людей, которые пытаются разобраться в устройстве общественной жизни и уважаю своих учителей - ведь кто-то из них учил меня думать. Но глядя на реалии сегодняшней жизни, что называется, изнутри, я прихожу к выводу прямо противоположному: базис - экономическая структура российского общества - поменялся (будем верить, что это уже по-настоящему, окончательно и бесповоротно), а образование, если и существует, то не благодаря своей подвижности, как надстройки, а вопреки ей, т.е. благодаря инерции. Можно сколько угодно и как угодно клеймить существующее положение дел в образовании и ругать "морально устаревшие" методики. Для меня лично совершенно бесспорно одно: если бы не многолетняя и богатая разнообразным опытом выучка "старой" советской школы, сегодня мы бы уже наблюдали не тлеющие угли российского образования, а его остывшую золу. Но инерция когда-нибудь да прекратит свое действие из-за трения. Собственно, это и происходит на наших глазах. Достаточно всего лишь трезвым критическим взглядом окинуть давно знакомые картины... читать дальше

9.3. Еще об образовании

(ПОПРОБУЕМ САМИ? (С. Кокарев), газета «Троицкий вариант» вып. 83, 2011)
Мне кажется, есть что-то глубоко неправильное в том, что страницы «Троицкого варианта» все чаще превращаются в некролог российскому образованию и российской науке. Я вполне согласен с тем, что в целом ситуация с образованием и наукой по большинству разумных критериев безрадостная. Однако собираюсь писать совсем о другом. Я хочу предложить сменить точку зрения на вещи. И может быть, в свете этой новой точки зрения через руины негатива удастся разглядеть контуры какого-то будущего позитива... читать дальше